Ричтрак – это складское транспортное средство, рассчитанное на перемещение и подъем грузов различного происхождения. Часто рассматривается специалистами как разновидность штабелеров высотного типа.
Классический reachtrack отличается хорошими показателями маневренности, высокой производительностью, способностью работать с тяжелыми грузами на большой высоте.
Основная масса моделей, выпускаемых современными производителями, демонстрирует такие технические характеристики:
- максимальная рабочая высота – 4-13 м;
- грузоподъемность – до 3,5 тонн;
- скорость движения – не выше 15 километров в час, скорость подъема – около 0,6 м в секунду;
- маневренность в узких проходах (шириной 2,7 м).
О востребованности внутрискладских механизмов этого класса свидетельствует тот факт, что их разработкой и совершенствованием занимаются такие видные европейские, американские и азиатские бренды, как Hyundai, Crown, Jungheinrich, Komatsu, Hyster, Linde, Still, Toyota. Доля этой продукции в европейском рынке складского оборудования составляет 30%.
Конструкционные особенности
Визуально и технически reach truck представляет собой гибридное передвижное устройство, включающее как элементы самоходного штабелера, так и составляющие вилочного погрузчика. Если мачтовая часть убрана, агрегат похож на штабелёр, а если она выдвинута на максимум, он в большей степени напоминает погрузчик.
В число основных компонентов этого оборудования входят:
- Трех- или четырехопорная рамная металлическая база служит основной конструкции, на которой зафиксирована выдвижная мачта, смещающаяся по специальным направляющим. Вилообразный захват также входит в эту схему и может смещаться вперед и назад. Рама обычно собирается из прочных швеллеров, задавая приспособлению устойчивость и износостойкость.
- Контргуз – еще одна уникальная составляющая ричтраковского устройства. Центр тяжести помещен между опорными консолями, что добавляет стабильности всей конфигурации.
- Пара электродвигателей, запитываемых от аккумуляторов, отвечают за передвижение мачто-виловых компонентов и транспортировку непосредственно самого грузоподъемного блока. Наличие не одного, а двух моторов – продуманный ход, который позволяет устройству обслуживать стеллаж даже в том случае, если тяговый двигатель заглушен. Асинхронность этих компонентов дает сверхпроизводительность при любых нагрузках, а также малые эксплуатационные расходы.
- Гидравлика, для которой выполнена точная и грамотная настройка, обеспечивает грузоподъемность на несколько метров вверх, минимизирует амортизацию, продлевает срок эксплуатации.
- АКБ характеризуется длительным функционированием без подзарядки. Ее хватает на одну полноценную смену (5-8 часов без перерыва).
- Кабина с панелью управления – место размещения водителя, откуда он управляет грузодоставкой. Реализована с сидячим или стоячим местом, обзором рабочей зоны и достаточно эффективной защитой человека от смещения/падения паллет (есть крыша и панели по бокам).
- Качественные амортизаторы, присутствующие в гидравлической системе, обеспечивают быстрое реагирование модуля на команды пользователя.
- Электронная часть обеспечивает мониторинг агрегатов, входящих в состав конструкции и позволяет настраивать модуль в соответствии со спецификой его применения.
Управление высотным штабелером осуществляется с помощью целого набора средств: руля, тормозов, рычагов, педалей и кнопок. Сложная электронная схема диагностики и набор датчиков, которыми оснащен автопогрузчик, делают его максимально безопасным. Для упрощения обслуживания и ремонта установок, заводы-изготовители стараются предоставлять легкий доступ к узлам аппарата.
Разновидности
Фронтальный стеллажный принцип размещения готовой продукции обязывает собственников таких локаций подыскивать варианты спецтранспорта, который мог бы как подвозить складируемые элементы к нужному сектору, так и поднимать их на определенную высоту, аккуратно устанавливать в обозначенные ячейки или вынимать из них.
Ричтраки априори неплохо справляются с этой работой, но для разных складских помещений и условий использования были созданы разновидности со специфическими характеристиками.
- Механизм погрузки-разгрузки с телескопическими вилами внесен в список наиболее производительных. Он рассчитан поднимать груженые поддоны до 1,5 тонн весом на 10-метровую высоту, а также работать со стеллажными пространствами двойной глубины.
- Узкопроходные модели разработаны для оснащения тоннельных складов, где межстеллажное пространство минимально (1,5-1,8 метра). Помощник для многоуровневой погрузки перемещается прямо, без поворотов, его каретка имеет способность сдвигаться к краю стеллажа и разворачиваться на 180 градусов.
- Четырехходовые конструкции для склада также называются приспособлениями для длинномерных грузов. Они могут смещаться во взаимно перпендикулярных направлениях без поворота. Особенность такой продукции заключается в проворачивании сразу трех колес: переднего ведущего и пары грузовых. На случай, если установке необходимо переключиться на паллеты, она оснащается кареткой с гидравлическим раздвижением вил.
Сферы применения
Устройство для грузоподъема и штабелировки используется в разгрузочно-погрузочных зонах:
- торговых предприятий;
- строительных и производственных компаний;
- портов, аэропортов, вокзалов;
- логистических центров, служб доставки.
Ввиду умения обслуживать различные этажи стеллажного сооружения, за этой техникой закрепился статус узкоспециализированной. Она идеально подходит для многоуровневых хранилищ. Благодаря хорошей производительности подобные изделия рекомендуется заказывать в локации площадью от 500 квадратных метров.
Отличия от штабелера
Формально оба класса разработок относятся к внутрискладским механизмам, способствующим осуществлению многоуровневого складирования. Но между этими модификациями нельзя поставить знак равенства по следующим причинам.
- Штабелеры имеют стационарную основу, по которой вверх и вниз перемещается каретка с вилами, при этом движение каретки по горизонтали невозможно. Они обслуживают стеллажные конструкции до 6 метров. Reachtrack оснащен многосекционной мачтой выдвижного типа, обеспечивающей маневренность в обеих плоскостях и достижение вдвое больших высот.
- Штабелеры-ричтраки снабжаются колесами на опорных консолях диаметром около 200 миллиметров, в то время как у их предшественников ролики имеют максимум 80 мм. Большие колеса дают хороший клиренс, способность легко преодолевать препятствия и ездить практически на любых поверхностях и покрытиях.
- Точность работы также выше у ричтраков, за счет наличия целого набора опций: наклона мачты, системы видеокамер, бокового сдвига каретки.
- Свободного пространства приспособлениям с выдвигающейся мачтой необходимо намного меньше. Это приводит к максимальной их маневренности и приспособленности осуществлять нетривиальные манипуляции, в том числе – с серьезной нагрузкой на борту. Спецоборудование с выдвижными вилами требует, в среднем, на 1 метр больше места для маневрирования.
- По цене ричтраки также лидируют, особенно, если сравнивать их с транспортом для штабелеровки аналогичной мощности и грузоподъемности. Разница в стоимости может быть в 1,5-2 раза и более.
Преимущества
Заказывая спецтехнику, бизнесмены предпочитают стандартным погрузчикам именно более компактный ричтрак, аргументируя свой выбор доступностью, универсальностью и функциональностью данного решения.
Достоинств у грузоподъемников данного класса немало:
- высокая мобильность, большая скорость подъема и спуска продукции, работа как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости;
- эргономичность, достигаемая за счет удобного управления, широкого обзора, компактности рабочего модуля;
- способность выполнять поставленные оператором задачи в любых, даже самых стесненных, пространствах;
- захват грузов может осуществляться с любой стороны без нарушения устойчивости агрегата;
- отличные показатели остаточной грузоподъемности;
- многие модели имеют систему рекуперации энергии (во время торможения, энергия, которая не была использована, возвращается обратно, в батарею);
- длительный эксплуатационный период (при средних нагрузках машина способна прослужить порядка 10-12 лет, в зависимости от бренда).
Электроштабелер считается эталонным оборудованием гибридного формата, которому нет равных по универсальности на мировом рынке малогабаритной складской техники.
Техобслуживание
Актуальные модификации ричтраков, сходящие в наши дни с заводских конвейеров, нуждаются в плановом техническом обслуживании каждые 200 моточасов (примерно раз в 3 месяца). В перечень мероприятий по уходу за техникой входят:
- оценка уровня и плотности электролита аккумуляторной батареи;
- мониторинг износа колес и их замена при возникновении дефектов;
- смазка направляющих вил, цепей, роликов и других подвижных запчастей;
- замер уровня гидравлического масла и его доливка;
- проверка затяжки колес.
Персонал самостоятельно должен научиться организовывать проверку фиксации крепежа и подтягивать гайки/болты в случае, если они расшатались.
Дополнительно транспортер грузов может подвергаться внеплановой чистке, починке, замене изношенных или поврежденных деталей.
Механизмы, работающие в условиях агрессивной внешней среды, требуется проверять и очищать после каждого сеанса.